Айкидо и православие

Очень часто встает вопрос о том, как сочетается айкидо и православие, что не так уж и странно, учитывая, что в практике айкидо присутствуют чуждые нашей культуре ритуалы, смысл которых может быть не совсем понятен.

Сказать однозначно, что в практике айкидо отсутствуют элементы религиозного характера, нельзя. Собственно, при создании айкидо, Моризэй Уэсиба опирался не только на технические аспекты Такэда Рю Айкидзюцу, но и на религиозные принципы Синтоизма и секты Омото Кё. Являясь частью культурного достояния Японии, айкидо несет в себе множество традиционных ритуальных элементов, которые прямого отношения к самому процессу обучения не имеют.

Традиционные ритуалы айкидо и православие

В подавляющем большинстве клубов айкидо по всему миру требуют исполнения всех ритуалов, которые являются нормой в залах Японии. Это дань уважения культуре, которая дала нам возможность практиковать айкидо и, в принципе, все здесь правильно. Взять целостную систему и начать в ней ковыряться разбираясь, что мы хотим, а что нам не нравится — это, возможно, практично, но немного по-хамски.

С другой стороны, ни один мастер из Японии в своем уме не станет настаивать на участии православного человека в каких-либо действиях, узнав о том, что эти ритуалы айкидо и православие противоречат друг другу принципиально. Но, как правило, ритуалы религиозного содержания в школах вне Японии не выполняют, хотя, иногда становился свидетелем подобных действий. А все, что остается — несколько фраз в начале и конце тренировки и ряд поклонов.

Фраза в начале занятия «Онэгай симасу (Onegai shimasu)» переводится, всего лишь, как «пожалуйста» в очень вежливой форме. Этой фразой все ученики и инструкторы приглашают друг друга к совместному занятию, а взаимным поклоном выражают друг другу свое уважение. В конце тренировки также совершается взаимный поклон в знак благодарности, сопровождаемый фразой « Домо аригато годзаймасу (Doumo arigatou gozaimasu)«, которая переводится, как «Благодарю» в очень вежливой форме. Я полагаю, что эти ритуалы айкидо и православие не конфликтуют, ведь не несут в себе ровно никакой религиозной нагрузки.

Еще хуже дела обстоят с ритуалом «Мисоги» — «очищением тела и сознания». По сути, это просто особая методика обливания холодной водой, но это именно религиозный ритуал, пришедший в боевые искусства из синтоизма. Поэтому здесь опасения людей, стремящихся не нарушать православный образ жизни, весьма оправданы. Однако, такие ритуалы приняты далеко не во всех школах, а если где и выполняются, то вряд ли Вас к ним обяжут.

Однако, помимо этих поклонов, в подавляющем большинстве школ айкидо традиционно принято выполнять отдельные поклоны при входе в зал и выходе из него, в знак уважения к месту проведения занятий, а так же поклоны в направлении портретов основателей айкидо и практикуемого стиля, в знак уважения и благодарности за их труд. Хоть религиозного смысла в этих поклонах тоже нет, но именно эти элементы вызывают много вопросов у людей, совмещающих практику айкидо и православие. Поклоны неодушевленным предметам и портретам с точки зрения православия считаются языческими ритуалами идолопоклонства.

Как совмещать практику айкидо и православие

Не хочу Вас ни коем образом дезинформировать, поэтому если Вас интересуют конкретные ответы на конкретные вопросы на тему «айкидо и православие«, я рекомендую Вам обратиться к людям, служащим в церкви и имеющим более широкое представление о религии, ее взглядах на практику воинских искусств в целом и на традиционные ритуалы иностранных боевых искусств.

По моему же скромному мнению — важнее внутренний посыл, чем форма. Можно креститься, проходя мимо храма, но не иметь добра в душе, а можно не кланяться в знак уважения, но при этом уважать. В конце концов, преподаватели будут рассчитывать на Ваше уважение. Если Вы не будете соблюдать общий поклон, но будете уважать своих партнеров, учителей, место, где занимаетесь и дело, которым занимаетесь, это будет даже лучше пустого поклона и бессмысленной заученной фразы на чужом языке.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: