Регистрация мотоцикла в ГИБДД

Конечно, инструкции о том, как зарегистрировать мотоцикл в ГИБДД, везде есть, так что я просто опишу свой скромный опыт в этом плане — думаю, это может быть полезно.

Собственно, весь этот процесс — регистрация мотоцикла в ГИБДД — есть некий аттракцион. То есть, пока ты этим занимаешься тебя кидает в разные стороны, тебе то страшно, то жутко, а потом дико радостно, что всё это позади. Я постараюсь описать максимально подробно, какие документы для какой операции нужны, что и в какой последовательности делать.

Этап первый — нужен мотоцикл с документами

Если Вы купили мотоцикл в салоне, то тут вообще никаких вопросов нет быть не может — все необходимые для регистрации мотоцикла документы Вам выдадут в магазине. Если же Вы покупаете мотоцикл на вторичном рынке, тут всё несколько усложняется, причём, в большей степени — недобросовестными продавцами.

Что касается отечественной мототехники — сейчас практически невозможно найти мотоцикл с действительными и пригодными для регистрации документами. Это, практически, так же сложно, как найти отечественный мотоцикл в более или менее исправном состоянии. Вся эта техника ходит за смешные деньги по не самым прямым рукам с ПТС старого образца и зарегистрирована на неизвестно кого. Если вы видите в объявлении надпись «с документами», то это ещё не значит, что от этих документов есть хоть какой-то толк.

С импортом дела обстоят несколько проще — есть всего две основные категории — откровенные бездоки и мотоциклы с оформляемыми документами. Дело тут, вероятнее всего, в цене — зарубежные мотоциклы — весьма дорогое удовольствие, так что немногие согласятся выкладывать такие крупные суммы за мотоцикл, который «оформлен не на меня, но я знаю, где живёт позапрошлый хозяин, который, выиграв его в камень-ножницы-бумага у соседа, сбагрил его моему корешу». Другое дело — есть категория людей, которые, наплевав на чужое горе, покупают откровенно ворованные мотоциклы импортного производства или не растаможенную технику — так значительно дешевле.

Я — бывший владелец пяти отечественных мотоциклов, во всех объявлениях о продаже которых значилось «с документами». По факту — ни один из этих мотоциклов поставить на учёт в ГИБДД было невозможно. Цены на эти мотоциклы колебались от 5 до 12 тысяч рублей. Цены на такие же мотоциклы в аналогичном состоянии, но с действительными документами нового образца, зарегистрированные на того же, кто их продаёт колеблются от 16 до 35 тысяч рублей и таких надо ещё поискать.

Тот мотоцикл, который я всё-таки зарегистрировал в ГИБДД — это старенький японский мотоцикл, приобретённый на японском аукционе некой организацией, находящейся во Владивостоке. Среди документов, прилагающихся к этому конику были: ПТС нового образца с подписью и печатью продавца (если прошлый хозяин — физическое лицо, то достаточно подписи); договор купли-продажи между юридическим и физическим лицами (тоже с подписью и печатью продавца); заверенная копия таможенной декларации на этот мотоцикл (в конечном итоге выяснилось, что теперь — это необязательный документ); заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице, продающем мотоцикл (её тоже никто смотреть, в конечном итоге не стал). Мне осталось только от руки заполнить выделенные для покупателя поля в ПТС и договоре.

Этап второй — ТО и ОСАГО

Насколько я помню, для новых транспортных средств прохождение технического осмотра не требуется, однако, если техника куплена на вторичном рынке — его необходимо пройти. Это можно сделать либо в пунктах при ГИБДД, либо в аккредитованных центрах. Без талона о прохождении ТО обзавестись полисом ОСАГО Вам не грозит. Стоит обратить внимание, что для успешного прохождения техосмотра, мотоцикл должен быть в стоке. Любой тюнинг системы выпуска отработанных газов, оптики и прочие мелочи могут стать причиной небольшого, но крайне неприятного геморроя.

После следует приобрести сам полис ОСАГО, так как он является одним из обязательных документов при регистрации в ГИБДД. Конечно, можно поискать тех, кто продаст Вам полис в фургончиках на площадках у ГИБДД, но большинство из них не страхуют мотоциклы и отсылают в свой головной офис, да и наценка имеет место быть. Лучше поискать получше и найти наиболее выгодный для себя вариант — без лишних накруток и доплат — это не такое уж и дорогое удовольствие.

Этап третий — заявление и осмотр

Теперь, когда у нас на руках есть застрахованный мотоцикл, заполненные ПТС и договор купли-продажи, пора ехать со всем этим добром в МРЭО ГИБДД и писать заявление о постановке на учёт. В принципе, бланк заявления есть на сайте ГИБДД, но я всё сделал на месте. Точнее, я заплатил небольшую сумму в закутке при МРЭО с надписью «Подготовка документов и заявлений». Там же мне распечатали квитанцию для оплаты госпошлины в банке, отделение которого также имеется при ГИБДД.

С заполненным заявлением и ПТС идём на площадку осмотра, где инспектор, сверив номера рамы, цвет и все прочие данные, указанные в документах, проставляет в заявлении печать и расписывается. Теперь идём обратно в здание и занимаем очередь в окошко с надписью «Выдача талонов электронной очереди». Дождавшись, даём человеку в окошке свой паспорт и проштампованное заявление, а он выдаёт талон с указанием даты и времени, когда Вам необходимо явиться для подачи документов для постановки мотоцикла на учёт.

Этап четвёртый — сдаём документы

Меня пригласили на следующий день и я, запасшись винтиками, гайками и хитроумным переходником для крепления номерного знака к мотоциклу, в приподнятом настроении явился в МРЭО на полчаса раньше назначенного времени — на всякий случай. Выяснилось, что очередь движется точно по времени без отклонений в ту или иную сторону. Такая пунктуальность очень меня порадовала, однако всего через пару минут всю радость как рукой сняло.

Предоставив служащему свой паспорт, Заполненные ПТС и договор купли-продажи, полис ОСАГО, заявление о постановке на учёт с отметкой о прохождении осмотра, квитанцию об оплате госпошлины, таможенные декларации и выписку из ЕГРЮЛ, я уже не был готов к такому повороту событий, как категорический отказ.

Взяв всё это добро, сотрудник ГИБДД сообщил мне, что договор купли продажи оформлен некорректно и принимать его он не станет, так как в нём не прописаны паспортные данные директора компании, которая продает мне мотоцикл. Я немного поупирался, но сотрудник взял заявление и на задней стороне громадными буквами написал, чего ему там для счастья не хватает, после чего сообщил мне, чтобы я переделывал договор.

Этап пятый — нервный срыв

Я в расстроенных чувствах отправился домой. Трясло меня очень сильно, что, в принципе, понятно — дорожущий мотоцикл с очередной пачкой бесполезных документов, выброшенные деньги за ОСАГО и госпошлину. Как я могу переделать договор? Эта организация находится во Владивостоке, а мотоциклы с типовым договором продаёт такими тиражами, что составлять для меня индивидуальный — маразм в чистом виде. Вообще, слать по просьбе абы кого абы куда документ со своей подписью и печатью — странное дело. Однако, даже если мне удастся с ними связаться, как-то их уговорить, то на всю эту волокиту уйдёт уйма времени.

Позвонил супруге, поплакался, что регистрация мотоцикла в ГИБДД провалилась, был утешен и поддержан. Дозвонился до человека, который этот мотоцикл мне продал год назад, то есть до того, кто с той владивосточной компанией как-то контактировал. Он, бедолага, сам разволновался, но пояснил мне, что в договоре паспортные данные должны быть указаны только для физических лиц, а для юридических — только реквизиты организации.

Чуть чуть протрезвев мозгом, я прыгнул на мотоцикл и поехал обратно в то же МРЭО. Изучив схему расположения кабинетов, я нашёл кабинет начальника регистрационного отдела, но в график приёма граждан я явно не попадал. Тем не менее, я зашёл к нему, попросив прощения за нарушение этого графика и объяснил ситуацию. Начальник изучил мои документы, выяснил, у какого служащего я был и пригласил его в кабинет. Тот, увидев в кабинете меня сказал что-то вроде «Что ж ты так, сначала, вроде, согласился, а теперь — к начальству побежал?» Оправдываться перед ним я не стал, так как вины своей так ни в чём ещё не почувствовал.

Диалог между начальником и сотрудником, отказавшимся принять мои документы выглядел примерно так:

— Что тебе тут не нравится? Тут всё как положено.
— А тут нет паспортных данных директора, а они должны быть.
— А, ну раз должны, так должны.

После этого, начальник вернул мне документы и сказал, чтобы я оформил новый договор с той же компанией, но задним числом, чтобы они совпадали. На все мои доводы никакой реакции не последовало и я уехал опять ни с чем.

Этап шестой — подготовка к бою

Огромная благодарность порядочному продавцу за то, что он вообще согласился со мной встретиться, а не послал ко всем чертям, как это, к сожалению, сделали бы многие другие, мол, купил — теперь твои проблемы. Этот на редкость добросовестный продавец успокоил меня, сказав, что по такому же договору от той же компании в том же МРЭО только позавчера мотоцикл зарегистрировали, но если что-то не будет получаться, то он приложит все усилия, чтобы во Владивостоке мне оформили новый договор. В придачу, он мне посоветовал поискать в интернет, как должен составляться договор купли-продажи, изучить всё, что требуется по закону, а на следующий день попытаться провернуть ту же операцию в другом МРЭО. Только теперь быть настойчивее, и, в случае чего, требовать отказ от приёма документов в письменном виде, писать апелляции и жалобы.

Весь оставшийся день я усердно копал информацию по теме, записывал номера глав и статей гражданского кодекса, приказы МВД, касающиеся регистрационных действий и всё, что могло мне помочь. Выяснилось, что нет никакого единого и непоколебимого образца договора купли-продажи, соответствия которому в МРЭО ГИБДД могут требовать, а есть только ряд пунктов, которые должны в договоре присутствовать. И тот договор, который был у меня — по всем параметрам соответствовал этим требованиям. В интернете накопал десятки вариантов образца договора купли-продажи  между юридическим и физическим лицом, при этом, некоторые были значительно более подробными, а некоторые — наоборот, менее детальными, чем мой.

Этап седьмой — всё по-новой

Выяснив, что платёжные реквизиты обоих МРЭО города Воронеж совпадают, а значит, моя квитанция будет действительна в обоих местах, на следующий день я вновь собрался, но уже в другое МРЭО. Тут я вновь отдал небольшие деньги за заполнение заявления, вновь прошёл площадку осмотра и вновь отстоял живую очередь на получение талона очереди электронной. Не зря я приехал рано утром — мне удалось взять талон на этот же день, на половину второго.

До этого времени я успел съездить домой, собраться с мыслями, ещё раз пробежаться по найденной информации, на случай, если постановка мотоцикла на учёт и в этот раз преподнесёт неприятный сюрприз. Снова приехав в МРЭО, я, дождавшись своей очереди, отдал те же документы, что и в другом отделении — паспорт, ПТС, договор купли-продажи, квитанцию, полис ОСАГО и заявление с отметкой об осмотре. Я был готов ко всему и уже знал, на какое постановление в каком случае сослаться, поэтому был сильно удивлён тому, что после беглово изучения моих документов, мне сказали лишь «в третьем окне ожидайте». Через полтора часа я уже прикручивал новенький номерной знак к своему коняшке заждавшимися в рюкзаке винтиками.

Вывод

Я так и не знаю, что именно руководило служащим и его начальником в первом МРЭО. По логике вещей, это либо желание срубить взятку — ведь если бы я её дал, то, наверняка, у меня бы приняли мой договор (а почему нет — он и так корректен), или некомпетентность служащего и пофигизм начальника, к чему я склоняюсь больше. В итоге, в первом МРЭО я без толку потратил два дня, немного денег и чёртову уйму нервов, заодно потеребив их и продавцу. А во втором — регистрация мотоцикла в ГИБДД заняла всего полдня без раздолбайства и с уважительным отношением.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: