Секреты боевых искусств

Тема наша на сегодня — секреты боевых искусств. Можете со мной не соглашаться, если Вам так угодно, можете даже сколько угодно со мной спорить в комментариях, соблюдая, разумеется, элементарные нормы приличия и культуры общения. Так или иначе, я, как тренер айкидо с немалым стажем, выскажу то, что наболело на данный момент времени.

В принципе, нет ничего странного или необычного в том, что у людей мало знакомых с боевыми искусствами есть масса не совсем корректных, но весьма укоренившихся стереотипов по поводу этих самых единоборств. Странно и даже несколько обидно то, что эти заблуждения, а, порой, и откровенная ересь постепенно заполняют и мир боевых искусств, да так, что его адепты начинают культивировать все новые и новые глупости.

Секреты боевых искусств — миф

Основная глупость, которая присутствует и снаружи и внутри — это какая-то навязчивая идея, что существуют какие-то особые секреты боевых искусств, которые зачем-то от кого-то кем-то скрываются. И тут пошла полная хренотня — «Вот у японцев/китайцев или, короче говоря, у носителей традиций, есть такие секреты, которые они никому кроме каких-то избранных не показывают».

Вот у кого у первого эта гадость в башке выросла? Надо было ему сразу по балде надавать, чтобы, так сказать, нейтрализовать очаг эпидемии. Это же ужас какой-то! Нет, отчасти это — верно. Мастер с высоким уровнем и большим опытом естественно обладает и большим уровнем знаний. Это совершенно логично и никакого подвоха здесь нет. Вот то, что учитель скрывает свои знания — это ахинея полная. Мастер либо учит, либо нет… Либо не мастер.

И ученик тоже — либо учится, либо — не учится, либо хренью страдает. Причем, по началу, как правило, все хренью страдают, что уж тут поделать. В большинстве, люди приходят на занятия айкидо с целью ухватить какую-то отдельную часть целостной системы — кто-то хочет научиться обороняться, кто-то хочет согнать лишние килограммы, кому-то хочется делать «как Сигал в том фильме», кто-то хочет черный пояс, а кто-то как раз ждет, что ему раскроют секреты боевых искусств.

У кого-то через месяц, а у кого-то через пару лет, все-таки, наступает кризис. Человек вдруг осознает что двигался по тупиковому пути, либо поставленная ранее цель его уже не воодушевляет. И тогда большая часть людей бросают заниматься вовсе. Другая небольшая часть начинают искать более совершенные виды единоборств, но история повторяется и люди опять бросают. А единицы понимают, что следует менять не путь, а, так сказать, способ перемещения по нему.

Ведь учиться любому делу нужно основательно и последовательно — от простого к сложному. Да, пока вы не дорастете до более сложных техник, вам никто не будет показывать еще более продвинутые. Потому, что бесполезно, а не из-за того, что это пресловутые секреты боевых искусств. Я, например, очень хочу овладеть техникой двуручного тэппинга Эдди Ван Халена, но с учетом того, что верх моего мастерства как гитариста — это «в траве сидел кузнечик» на одной струне, мне что-то объяснять про тэппинг — более чем без толку. Но при чем здесь секреты?

Помимо банального наличия знаний, для овладения многими техниками боевого искусства требуется время и регулярная практика. Если, опять же, сравнивать с игрой на гитаре, то мало просто знать что да как и владеть техникой. Нужно еще и подождать, пока пальцы мозолями не обрастут. Так и тут — нужно постоянное физическое, психическое, творческое и этическое развитие, без которых можно топтаться на месте годами и отмазываться, на мой взгляд, совершенно идиотской, в данном контексте, фразой «стабильность — признак мастерства».

Другие наивно полагают, что все-таки есть у настоящих мастеров какие-то свои секреты боевых искусств, которые они никому не рассказывают, вроде как, опасаясь самостоятельно наплодить себе конкуренции. Тоже чушь беспросветная. Если человек практикует постоянно, он постоянно развивается, соответственно, если, так сказать, воровать у него «секреты», то Вы всегда будете на шаг позади него и ни о какой конкуренции речи нет.

Наоборот, каждый мастер будет рад, если кто-то будет добросовестно изучать его искусство. Ведь никому не хочется, чтобы дело, которому посвящена вся жизнь умерло и было забыто вместе с мастером. Если же человек что-то знает, умеет, но ни с кем не хочет делиться — верный признак не только недальновидности и узколобости, но и того, что он не развивается дальше своего настоящего уровня, то есть, топчется на месте. Что тут поделать… Не хочет делиться — не надо. Практикуйте, развивайтесь и через несколько лет его «секреты боевых искусств» будут казаться вам не более чем результатом детской самодеятельности.

Секреты боевых искусств продаются избранным

А теперь затронем вторую сторону хреновины под названием «секреты боевых искусств» — чудики-предприниматели. Это такие джентльмены, которые торгуют секретами, которые древние воины уносили с собой в могилы. Тут вам и обучающие видео-ролики, и книжки с одноименным названием, и курсы лекций, и семинары для избранных. Кстати, по поводу избранных — не шучу, ибо семинары обычно такие стоят немало денег, а чтобы купиться на такую хрень, нужно быть, по крайней мере, очень наивным. Хотя, будем называть вещи своими именами — надо быть достаточно тупым. Поскольку тупые люди с деньгами — это явление существующее, но не частое, то именовать мы их будем как раз «избранными».

Нет, что Вы, я не говорю, что во всех подобных книжках и на всех таких семинарах вам будут вешать лапшу на уши. Иногда будет попадаться достоверная информация, может, даже редкая и ценная. Но ценная на определенном этапе развития, а не вот так — нате, держите. Как и любая вещь, даже очень ценная, но не на своем месте, информация не в то время и не в тех условиях — не более, чем хлам.

В поисках секретов боевых искусств

И, наконец, мы с Вами подобрались к третей стороне нашей хреновни. Да, выходит, что у этой штуки три стороны… Так вот, эта сторона — весьма негативный эффект, оказываемый самим наличием слухов о «секретах боевых искусств» на не окрепшие умы простых обывателей, коими мы все с Вами являемся, когда речь заходит о том, о чем мы почти ничего не знаем.

В случае боевых искусств, у людей складывается весьма странное представление о его практике, что и заставляет их очень подолгу заниматься фигней, вместо полноценного обучения. Люди начинают воспринимать приемы и техники боевого искусства, как рецепты хорошей жизни. То есть, возникла критическая ситуация, а боевое искусство дает конкретный алгоритм действий — чудо прием, который выучил — и всех победил.

А что, удобно. А главное — думать не надо, просто делай как сенсей сказал и все будет хорошо. А какие-то стойки учить, правильно дышать учиться, какие-то формы странные разучивать и практиковать. А уж, тем более, зачем менять образ мышления? А образ жизни? А себя? Я же сам себе и так очень нравлюсь, а меняться ведь тяжело… Лучше я на себя такого, какой я есть нацеплю этот готовый алгоритм решения проблем или «секретный прием» и буду дальше жить как жил — телевизор, пожрать, поспать и пивка на рыбалке попить, но три раза в неделю по полтора часа — я самурай и меня от этого не отвлекайте.

И вот приходят эти бедолаги, смотрят, что все не так, как ожидалось, что секреты боевых искусств им никто раскрывать не стремится, и разочаровываются. Или найдут-таки какой-нибудь красивый прием, выучат его, а он раз — и не получается… Бракованный какой-то прием… А подумать о том, что каждый такой прием — как тонкий инструмент, как, допустим, саксофон. Купить Вы его купили, а играть на нем — другое дело. Каждый прием понимать и переживать надо. А в каких-то условиях он и вовсе не к месту будет, там опять думать придется… Короче говоря, кругом одно разочарование…

Самая большая радость, что не все так мыслят. А самая перспективная категория юных подаванов — это те, кому ничего особенно и не хочется, а «просто интересно» или «просто нравится». Ввиду отсутствия явной целеустремленности, такие ученики наиболее близки к состоянию «пустой чаши» и продвигаются в обучении быстрее и продуктивнее всех.

К чему я все это? Да ни к чему. Просто, наболело…

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: